Ароматы современной Японии.

22

Тончайшая нить разделяет прошлое и настоящее, настоящее и будущее. Время, постепенно стирая города и целые страны, прокладывает себе дорогу в Современность. Но милостиво оно к самобытности японской культуры. Гармония и красота, простота и изящество не изменяют приветливым людям, населяющим страну, первой встречающую рассвет — прекрасную Ниппон, — Страну восходящего солнца. Суперсовременное индустриальное развитие страны, европеизация японского уклада жизни — это лишь видимый пласт, доступный непосвященному. Загляните поглубже, и Вам откроется истинная душа земли бонсая (искусство выращивания карликовых деревьев), чайных церемоний, страна икебаны и садов, мир кабуки (японский театр) и гейш. Все это говорит о девственной, нетронутой Японии с ее особой эстетикой и чувством совершенного.

История Японии хранит множество загадок. Увлечение искусством создания ароматов берет начало в древности. По счастью, вопреки духу современного индустриализма, который постепенно проникает в культуру страны, Япония не утратила своего старинного искусства кодо, которое придает очарование ее национальной жизни.

Кодо — искусству благовоний и эстетического отношения к запахам, основанного на законах красоты, — уже более 1000 лет. Еще в эпоху Хэйан (794-1185), которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты соединения благовонных веществ, чтобы принять затем участие в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе.

В кодо, как и в других традиционных японских видах прикладных искусств, существуют различные школы и стили. В эпоху Хэйан в искусстве кодо наиболее распространен был стиль нэрико. Ароматические вещества в этом стиле составлялись на основе ладана, растертого в порошок, из которого формировали конусы и палочки, которые и поджигались. Более поздние стили используют ввозимые из тропических стран определенные виды древесины, источающие тонкий аромат при нагревании.

В наши дни наиболее распространен стиль кодо оиэ. Показательно, что даже во время второй мировой войны, когда, казалось, было не до возвышенных увлечений, искусство кодо жило. По свидетельствам давних его приверженцев, они собирались вместе и отвлекались от военных невзгод составлением тонких ароматов. Популярность кодо среди японцев быстро растет. Формируются группы и ассоциации, члены которых регулярно проводят встречи-соревнования («кодо-кай»). Состав этих групп весьма разнообразен: молодые и пожилые, мужчины и женщины.

В большинстве случаев кодо-кай проводятся в комнатах, убранных в японском стиле. Участники рассаживаются в круг на татами. Один из членов группы назначается ведущим. Он готовит реквизит. Тлеющим углем наполняются специальные сосуды. Мастерство ведущего определяется умением уловить оптимальную температуру угля, прикрытого тонким слоем пепла. Поверх пепла кладется пластина слюды и на нее — весьма тонкий кусочек благовонного дерева, в каждую чашу — особый сорт. Оттуда поднимаются тонкие, нежные, едва уловимые запахи. Недопустим запах дыма.

Кодо хорошо гармонирует с другими традиционными видами японских искусств, будь то чайная церемония или икебана. Как правило, каждая встреча кодо-кай увязывается с определенным поэтическим произведением или сценами из японской классической литературы. При этом различные запахи характеризуют определенные персонажи — как, скажем, в балете языком танца передаются характеры литературных персонажей. В кодо используется «язык ароматов», что для других народов несколько необычно.

Полная таинственности и национального очарования, эта далекая и гостеприимная страна со своими богатейшими традициями и древними обычаями открывает сегодня перед нами богатейший мир роскошных ароматов. Прислушаемся к их восточному колориту.

Случайные новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: